Маркировка «Честный знак» — как работать в системе маркировки товаров
В 2017 году в формате взаимодействия бизнеса с государством была внедрена инновационная система контроля, цель которой — обеспечить защиту для потребителей от фальсификата и товаров низкого качества, а также отслеживать прозрачность товарооборота на каждом этапе — от изготовления или ввоза до момента продажи. Ожидается, что к 2024 году обязательная идентификация охватит все категории товаров (сейчас она охватывает лишь часть рынка). Чтобы успешно приспособить свой бизнес к новым правилам и быть готовыми к изменениям, необходимо разобраться, что такое маркировка товаров «Честный знак», какие товары подлежат маркировке на текущий момент, как зарегистрироваться в системе и другие вопросы.
Система маркировки «Честный ЗНАК»: суть и цели
Привычное для всех средство маркировки — это штрих-код производителя, расположенный на самом товаре. Но он обладает ограниченным функционалом. ШК позволяет получить только основные данные о продукции и его производителе, например, наименование и страну производства. Но с помощью комбинации чисел и штрихов нельзя узнать, кто привёз товар в Россию (и легально ли он был ввезён), из каких материалов сделан, имеются ли сертификаты безопасности и качества, были ли внесены все необходимые налоги и пошлины, сколько единиц уже продано и пр. Другими словами, удостовериться в качестве продукции и отслеживать её передвижение с помощью одного только штрих-кода невозможно.
Поэтому в России был разработан код маркировки «Честный знак», представляющий собой двумерный матричный код в форме прямоугольника или квадрата — Data Matrix. Этот код генерируется отдельно для каждого товара, по сути являясь его уникальным паспортом. Его практически невозможно подделать (попытки легко пресекаются) или украсть из базы данных. Наличие кодов гарантирует поштучный учёт и прослеживаемость продукции с момента производства (ввоза) до момента реализации.
Разработкой и внедрением системы занимается Центр развития перспективных технологий. Цель национальной системы цифровой маркировки — сделать товарооборот в России максимально прозрачным и безопасным для потребителей, а предпринимателям обеспечить равные условия для конкуренции. Налоговые отчисления с продажи легальной продукции будут способствовать развитию экономики и улучшению социальной жизни граждан.
Одними из первых категорий товаров, подверженных обязательной маркировке, стали табачная продукция и лекарства, затем — молочные продукты, одежда/обувь, натуральный мех, парфюмерия. Шаг за шагом список пополняется — некоторые категории постепенно добавляются в перечень в формате эксперимента, но в результате остаются в нём. К 2024 году планируется ввести контроль над всеми категориями товаров.
Несмотря на первичный ажиотаж и большое количество негативных реакций со стороны предпринимателей, уже заметны первые положительные результаты. Например, с момента введения обязательной маркировки лекарственных препаратов оборот контрафактной продукции из этой категории снизился более чем в два раза. Также значительно вырос объём легального рынка меховых изделий. Покупатель может самостоятельно сканировать код ещё до момента покупки, проверяя данные о товаре, а выручка легальных компаний нарастает за счёт постепенного избавления от контрафакта.
Преимущества введения маркировки для бизнеса
Благодаря системе «Честный знак» производители могут наращивать объёмы производства, снижая стоимость одной товарной единицы. А возможность отслеживания пути товара позволяет сократить издержки, планируя производство более тщательно. Для продавцов преимущества внедрения системы — в электронном документообороте, за счёт которого снижается количество ошибок при учёте и минимизируются затраты на бумагу. Кроме того, за счёт использования маркировки у легальных производителей будет расти доверие клиентов, поскольку покупатели могут в любой момент просканировать идентификатор через мобильное приложение и проверить продукт на предмет оригинальности и качества.
Как зарегистрироваться в системе «Честный знак»
Чтобы пройти регистрацию в системе или стать участником пилотного проекта, нужно выполнить следующие действия:
- обзавестись усиленной квалифицированной электронной подписью — она оформляется на руководителя организации или ИП через удостоверяющий центр ФНС России;
- подготовить ПО для работы с УКЭП и всей системой;
- отправить заявку на регистрацию;
- завершить регистрацию в личном кабинете, подписать согласие;
- подготовить оборудование, необходимое для внедрения маркировки.
Последний пункт заслуживает особого внимания, поскольку для работы в системе потребуется специальная техника. Это аппаратура для распознавания идентификаторов, контрольно-кассовый аппарат с обновлённой прошивкой, а также устройства для печати наклеек с кодом.
Товары, подлежащие маркировке в 2022 году
На 2022 год маркировка по закону необходима для 10 категорий товаров. Это:
- молочные продукты;
- бутилированная питьевая вода;
- лекарственные препараты;
- табачная и никотиносодержащая продукция;
- одежда и обувь;
- шубы, меховые изделия;
- духи и туалетная вода;
- шины, покрышки;
- фотоаппараты, фототехника.
Кроме того, было запущено несколько пилотных проектов, часть из которых уже были завершены. Среди них следующие категории:
- биологически активные добавки к пище;
- антисептические средства для рук;
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- медицинские изделия;
- велосипеды;
- кресла-коляски.
Эффективность экспериментальных проектов будет оценена правительством, после чего будет принято решение о сроках введения обязательной маркировки.
Законы, регулирующие маркировку товаров
Процесс маркировки товаров регулируется несколькими законами. А именно:
- Распоряжение правительства от 28.12.2018 № 2963-р. Содержит основные положения о создании и функционировании системы, её целях и задачах, а также перечень требований к маркировке.
- Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ, внесший изменения в законы о торговле и кассовом оборудовании. Законом также введены основные понятия системы мониторинга — «товары, подлежащие обязательной маркировке», «средства идентификации», «код маркировки» и пр.
- Распоряжение от 28.04.2018 №791-р, которое сразу утвердило несколько вещей — необходимость идентификации каждого товара уникальным кодом, создание единой информационной базы, организацию Единого каталога товаров.
Штрафы и ответственность
За отсутствие маркировки или ошибки в ней законом предусмотрена административная ответственность по статье 15.12 КоАП. Размеры штрафов зависят от статуса лица. В некоторых случаях возможна даже уголовная ответственность, если суммарная стоимость незарегистрированной продукции превышает сумму в 1,5 миллиона рублей. Это чревато лишением свободы сроком до трёх лет, более крупными штрафами и принудительными работами. Рассмотрим таблицу с размерами штрафов:
Физическое лицо (или сотрудник) |
ИП | Организация |
Отсутствие маркировки | ||
до 5000 руб. | до 10 000 руб. | до 300 000 руб. |
Ошибки в маркировке | ||
— | до 10 000 руб. | до 100 000 руб. |
Отсутствие маркировки в чеке | ||
до 3000 руб. | до 10 000 руб. | до 10 000 руб. |
Алгоритм маркировки продукции «Честный знак» в 2022 году
Вне зависимости от категории товаров, общий алгоритм действий для всех продавцов и предпринимателей, ставших участниками системы, един. Разберём его поэтапно.
1 этап. Подготовка.
Чтобы начать взаимодействовать с государственной системой мониторинга, нужно обзавестись усиленной квалифицированной электронной подписью, подготовить специальное оборудование и компьютерные программы (а также обновить имеющиеся). Чтобы в дальнейшем получать и отправлять УПД (электронный аналог накладных), нужно подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО).
2 этап. Регистрация.
Зарегистрироваться в системе можно через соответствующий раздел на официальном сайте «Честный знак». По вашей заявке в скором времени будет принято решение, в случае подтверждения придёт ссылка для входа в личный кабинет. Полноценная работа с платформой начинается только после подписания договора с оператором ГИС МТ.
3 этап. Учёт товаров.
Всю выпускаемую или ввозимую продукцию, которая числится в базе организации, нужно маркировать соответствующим способом. Регистрация проводится через личный кабинет, а точнее — через раздел «Описание». Отдельные позиции не обязательно вносить в базу вручную, можно импортировать их файлами формата XML или CSV. Интерфейс платформы достаточно удобен. Цифровые идентификаторы на товары наносят производители и импортеры.
4 этап. Покупка маркировочных кодов.
Перед вводом продукции в оборот необходимо рассчитаться с Оператором за коды. Стоимость одного кода — 50 копеек. В рамках пилотных проектов оплата не требуется. Также бесплатные коды представляются для жизненно важных лекарственных препаратов, стоимость которых не превышает 20 рублей. Заказать идентификационные обозначения можно в разделе «Станция управления» после пополнения баланса. Коды генерируются с высокой скоростью 7mdash; от нескольких секунд до получаса (если их более 1 млн), после чего доступны для печати в течение 60 дней.
5 этап. Агрегация.
Чтобы объединить несколько товарных единиц в одну логистическую упаковку (например, паллет или короб), на данный момент достаточно их принадлежности к одной категории. Это упрощает и ускоряет доставку партий, особенно если нет необходимости в их распаковке. Транспортные коды идентификации (КИТУ) можно сформировать самостоятельно, опираясь на рекомендации платформы.
6 этап. Ввод маркированной продукции в оборот.
Все данные о товарных единицах с маркировкой нужно выгрузить в единую систему мониторинга. Игнорирование этого этапа приведёт к штрафам и конфискации «нелегальных» товаров. Сведения подаются в формате документа, в котором указывается перечень всех позиций, присвоенные им коды, дополнительная информация. После отправки документа должен появиться статус «В обороте» — это значит, что товары можно отгружать для последующей реализации.
7 этап. Перемаркировка.
Если этикетка с кодом ««ДатаМатрикс» была повреждена или потеряна, маркер нужно получить ещё раз. Для этого необходимо списать предыдущий идентификатор, оформив соответствующий акт. Такая возможность есть только в течение 20 дней с момента составления документа.
8 этап. Отгрузка и приёмка.
Все поставки формата B2B предусматривают смену права собственности. Уведомление о смене подаётся не позднее трёх дней с момента приёмки вместе с копией УПД. Сделать это можно как вручную, так и через импорт файлов.
9 этап. Вывод товаров из оборота.
Завершение пути любого товара — реализация потребителю или списание по причине невозможности реализации. Если товар был реализован, ответственность за всю отчётность лежит на торговой точке — после его проведения через кассовый аппарат, подключенный к ОФД, данные автоматически передаются в систему. Для списания требуется указать причину, заполнив специальную форму.
10. Возврат товара.
В соответствии с законом «О защите прав потребителей» любой покупатель может отказаться от товара как по объективным причинам, так и без них — в течение определённого срока. Если на упаковке сохранился код, то возврат осуществляется проще. Достаточно провести его через ККТ, и данные автоматически будут направлены в систему. Если же этикетка с кодом была утеряна или повреждена, необходимо провести перемаркировку. Для некоторых видов товаров перемаркировка невозможна, например, для молочных продуктов — они просто списываются после возврата.
Что изменилось в системе «Честный знак» с 2022 года
В 2022 году национальная система маркировки подверглась ряду изменений. Среди них — обновление перечня товарных категорий, подлежащих обязательной маркировке. Туда были внесены никотиносодержащая продукция и вода в бутылках. Также планировалось внесение велосипедов, но это решение отложили до 2023 года.
Также изменилась система маркировки молочной продукции, внедрённая ещё в 2021 году. Если ранее розничные точки не были обязаны вести отчётность о реализации товаров, то за 2022 год это правило претерпело ряд изменений. В конечном итоге розничные продавцы, оптовые продавцы и покупатели, а также фермерские хозяйства должны будут передавать сведения о продаже любой молочной продукции в ГИС МТ, вне зависимости от её вида и сроков хранения.
Кроме того, изменился алгоритм передачи кодов в систему «Честный знак». До января 2022 года идентификаторы купленных и проданных товарных единиц передавались торговыми компаниями. После указанной даты эта обязанность была передана операторам ЭДО. На 2022 год розничные продавцы самостоятельно ведут отчётность только о реализованной и списанной продукции.
Оборудование для маркировки: готовые решения
Одним из ключевых шагов к успешной работе с национальной системой маркировки «Честный знак» является наличие оборудования. Это онлайн-кассы, сканеры штрих-кодов и принтеры этикеток (включая расходники для печати). Если онлайн-кассы требуются только розничным точкам продажи, то 2Д-сканеры и принтеры для печати средств маркировки нужны всем участникам товарооборота. Купить оборудование для системы «Честный знак» можно в интернет-магазине Stick-rib. Мы предлагаем готовые решения для предприятий любого масштаба. Гарантируем:
- 100% качество;
- низкие цены;
- быструю доставку по всей России;
- сервисное обслуживание.
Работая с 2008 года, мы предлагаем эффективные комплексные решения, поставляя клиентам надёжное оборудование и высококачественные расходники, в том числе собственного производства.