Маркировка молока и молочной продукции 2022
Молоко и молочную продукцию необходимо маркировать с 2021 года. Постепенно этот закон «обрастает» нововведениями. Например, с 1 сентября 2022 года розничные продавцы должны вести отчётность обо всех поступлениях и продажах. В этой статье мы рассмотрим маркировку молока 2022: законы, особенности, грядущие изменения, штрафные санкции, а также основные правила работы с системами «Честный знак» и «Меркурий».
Законы, регулирующие маркировку молочной продукции
Молочная продукция — не единственная категория товаров, маркировка которой требуется по закону. Система контроля за товарооборотом в России начала развиваться ещё в 2017 году. Её цель — защитить рынок от контрафакта и некачественных продуктов, одновременно защитив потребителя и дав возможность легальным производителям (импортерам) развивать бизнес в условиях равной конкуренции.
Маркировка представляет собой идентификационный код Data Matrix, уникальный для каждой товарной единицы, который содержит данные о производителе, сроках производства, составе и прочее. Код нельзя безнаказанно подделать или украсть из базы данных. Он наносится на каждую баночку йогурта, упаковку сыра или пакет молока.
Изначально маркировка молочной продукции осуществлялась в рамках эксперимента — с 15 июля 2019 года. После завершения пилотного проекта правительством РФ было принято решение об обязательной маркировке этой категории товаров, что подтвердилось соответствующим распоряжением № 2647-р от 8.11.2019. А постановление № 2099 от 15.12.2020 утвердило перечень основных правил.
Зачем была введена обязательная маркировка?
Основная цель внедрения системы контроля — прозрачность рынка молочной продукции. А именно — защита от подделок и контрафакта, контроль качества и регулирование рынка. Например, после продовольственных санкций 2014 года продуктовый рынок заполонили подделки. Маргарин и спред продавали под видом сливочного масла, 10% сметану выдавали за 20% и пр. Маркировка не позволяет проводить подобные манипуляции. Кроме того, за счёт наличия идентификатора розничные точки не могут переклеивать сроки годности, выдавая почти испорченный товар за свежий. А подпольным производствам будет гораздо сложнее существовать в новых условиях.
«Честный Знак» и «Меркурий»: почему нужны обе системы?
Кроме национальной системы «Честный знак» за производством и реализацией молочных продуктов с 2018 года следит ФГИС «Меркурий». Это автоматизированная система надзора за продукцией животного происхождения. В чём её отличие от маркировки «Честный знак» и зачем нужна ещё одна идентификация?
Дело в том, что полномочия ФГИС «Меркурий» — это контроль качества сырья, а «Честный знак» регулирует готовую продукцию, произведённую из этого сырья. Простыми словами, «Меркурий» отслеживает производство сметаны с момента доения коровы до разлива продукта по банкам, а «Честный знак» управляет дальнейшим перемещением этих банок до потребителя. Маркировочные коды связаны с ветеринарной сопроводительной документацией (ВСД), поэтому данные о производителе сырья также проходят всю цепочку по единой базе данных.
Таким образом, две этих системы взаимодействуют, и производителям необходимо обеспечить удобный обмен данными. Это осуществляется путём работы через один личный кабинет либо через интерфейс одной из этих систем с помощью интеграции по API.
Этапы
Маркировка молочной продукции вводилась постепенно, а некоторые её этапы ещё впереди. В период с 2021 по 2022 год шаг за шагом передача сведений о «молочке» стала обязательной на всех этапах: производстве, розничной и оптовой продажах, списании, утилизации. Началось всё с сыров и мороженого, затем требования коснулись всех продуктов с длительным сроком хранения (более 40 суток), а после срок годности продукта уже не имел значения — данные должны своевременно передаваться в электронную базу.
В 2023 году маркировка станет обязательной для фермеров, продающих товар напрямую, а все общественные заведения и государственные учреждения (школы, больницы, рестораны, гостиницы и т.д.) должны будут вести отчётность о закупках молочной продукции через систему «Честный знак». К 2025 году планируется введение полного контроля над всеми этапами товарооборота «молочки», вне зависимости от сроков годности.
Участники маркировки: кто задействован в системе
В маркировке молочной продукции задействованы все — от импортеров и изготовителей до розничных продавцов. Рассмотрим схему подробнее.
- Производители. Принимая сырьё от поставщиков, производитель должен проверить ВСД, а затем отчитаться о получении в «Меркурий». Из этого сырья выпускается продукция, каждый вид товара требует оформления новых ВСД. Через систему «Честный знак» производитель регистрирует товарные единицы и получает коды, которые наносит на упаковку.
- Дистрибьюторы. После получения продукции дистрибьютор регистрирует факт приёмки, сверяет коды, утверждает УДП и передаёт его дальше через оператора ЭДО.
- Розничные магазины. Магазин принимает поставку, сканирует все товары и сверяет идентификаторы с УДП. Если не найдено расхождений, факт приёма товара подтверждается. При реализации товарной единицы через кассовый аппарат с ОФД нужные данные автоматически поступают в систему, и код выбывает из оборота.
- Заведения общепита. Общепит фиксирует приёмку продукции от дистрибьютора, а перед использованием товара выводит его из оборота путём списания.
- Фермеры. Фермеры, которые самостоятельно реализуют продукты собственного производства в розницу, также будут обязаны маркировать её с 1 декабря 2022 года. При оптовых поставках эта обязанность переходит тем, кто принимает товар.
Штрафные санкции
Несоблюдение правил работы с маркировкой грозит всем участникам системы штрафами, а в особо серьёзных случаях — уголовной ответственностью. Список всех штрафных санкций есть на сайте «Честный знак». Приведём примеры.
За отсутствие на товаре кода маркировки должностные лица обязаны выплатить от 5 до 10 тысяч рублей, юридические — от 50 до 300 тысяч. Немаркированная продукция при этом конфискуется. За особо крупные партии товаров без маркировки можно получить уголовный срок — до 5 лет лишения свободы, плюс штраф до миллиона рублей. Уголовная ответственность грозит также за подделку идентификаторов и любые действия с такой продукцией.
Штрафы предусмотрены за нарушение сроков регистрации товаров, розничную продажу без электронной отчётности, ввод в оборот продукции без разрешительной документации, передачу товаров другому лицу без отчётности, несвоевременную (с опозданием) передачу данных в систему и пр.
Какие молочные продукты нужно маркировать?
Маркировке подлежит практически вся молочная продукция, такая как:
- молоко;
- сыр;
- сливки;
- пищевой лёд с содержанием молока или белка;
- молочная сыворотка;
- сливочное масло;
- мороженое;
- сгущённое молоко;
- творог;
- простокваша;
- кефир;
- йогурты и пр.
Исключениями на текущий момент являются:
- товары массой менее 30 граммов;
- детское питание;
- спецпитание (лечебное/диетическое);
- продукция на развес или розлив;
- товары, выпущенные в рекламных целях.
Код маркировки: способы нанесения, что содержит
Как уже было отмечено, маркировка представляет собой цифровой код формата Data Matrix, во многом напоминающий QR-код. Его можно наносить как напрямую — например, на крышку или бутылку, так и печатать на этикетке товара, оставляя для этого пространство размером 15x15 мм.
«Дата Матрикс» представляет собой штриховой идентификатор, состоящий из четырёх групп цифровых данных. Он выглядит как комбинация модулей и вмещает в себя до 2 Кб данных. А именно — информацию о производителе, дату выпуска, срок годности, номер партии, состав и другие характеристики. Основное требование к коду — контрастность. Он должен хорошо считываться сканером вне зависимости от места размещения.
Как начать работу с маркировкой
Чтобы начать маркировать молочную продукцию, необходимо предварительно изучить правила маркировки, затем пройти регистрацию в системах «Меркурий» и «Честный знак», а также:
- приобрести оборудование для производства и сканирования идентификаторов (для производителей);
- подключиться к ЭДО и ОФД, закупить устройства для сканирования кодов, обновить прошивку кассового оборудования (для дистрибьюторов и розничных продавцов).
Каждый из этих этапов далее разберём более подробно.
Регистрация в системе маркировки
Для регистрации в системах «Меркурий» и «Честный знак» потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись — электронный заменитель ручной подписи, который оформляется на руководителя организации. Её наличие позволяет пройти регистрацию в онлайн-формате. В госсистеме «Меркурий» также можно зарегистрироваться путём подачи заявления в территориальное управление РСХН. Она включает в себя такие подсистемы как «Цербер» и «Ветис.Паспорт».
Для работы с системой «Честный знак» необходимо установить (обновить) все нужные компьютерные программы, подать заявку на регистрацию, внести данные и подписать договор. После этого можно заказывать коды. Также нужно подключиться к электронному документообороту (ЭДО), заключить договор ОФД. Важный этап — наличие оборудования для нанесения и считывания кодов (2D-сканеры, принтеры этикеток).
Маркировка на производстве (при импорте)
Чтобы маркировать молочную продукцию на этапе производства (импорта), необходимо обзавестись устройством для печати этикеток формата «Дата Матрикс», а также подключиться к системе маркировки (СБИС).
Коды заказываются через личный кабинет в «Честном знаке». Сразу после получения их можно печатать (либо передать для печати экспортеру). Перед вводом товаров в оборот необходимо выгрузить данные о товарных единицах в единую систему мониторинга — этот этап нельзя пропускать, поскольку за пропуск предусмотрена ответственность. Также рекомендуется иметь на производстве сканер для проверки читаемости кодов, чтобы исключить возникновение проблем с некачественными идентификаторами на других этапах.
Оптовые поставки маркированной молочной продукции
Для реализации «молочки» оптом необходимо подключить ЭДО, чтобы передавать розничным продавцам УПД (электронный аналог накладных). Перед отгрузкой необходимо сформировать УПД, внеся туда коды маркировки либо данные по ОСУ.
Приёмка молочных продуктов с маркировкой
Для приёмки товаров требуется подключение к ЭДО и системе маркировки, а также наличие устройств для считывания идентификаторов (2D-сканеров). Во время получения необходимо отсканировать все коды, сверив их с данными из УПД. После проверки нужно либо подтвердить УПД, либо отклонить его (при наличии расхождений или ошибок).
Реализация в розницу
Чтобы реализовывать молочную продукцию в розничных точках в соответствии с правилами маркировки, необходима онлайн-касса с обновлённой прошивкой, 2D-сканер, терминал сбора данных и подключение контрольно-кассового аппарата к ОФД.
Маркированный товар необходимо провести через ККТ. После того, как код будет просканирован, он автоматически выводится из оборота.
Реализация в заведениях общепита
Заведения общепита работают с маркированной «молочкой», как розничные точки продажи. Если речь идёт о продуктах, которые используются для приготовления блюд, перед использованием их необходимо вывести из оборота, списав через онлайн-кассу с формулировкой «Для производственных нужд». Если же это продажа готового продукта, например, мороженого в упаковке, то реализация осуществляется через кассу стандартным способом.
Другие вопросы
Маркировка не считывается через кассовый аппарат, что делать в такой ситуации?
Как реализовывать сыр, который поступает в магазин кругом, а затем нарезается на отдельные куски?
У нашей организации есть несколько обособленных подразделений. Нужно ли отображать в системе перемещение товаров между собственными точками?
Относится ли фруктовый лёд к молочным продуктам?
Как правильно оформить возврат некачественной «молочки» в магазине?
Продукты из этой категории покупатель может вернуть в магазин, только если они испорчены. Возвращать в оборот просроченный или некачественный товар не нужно.
Оборудование для маркировки
Для успешной работы с системой маркировки необходимо надёжное оборудование, от качества и производительности которого зависит эффективность рабочего процесса. Основные устройства, которые нужны для маркировки молочной продукции — это 2D-сканеры и принтеры этикеток, а также расходные материалы для печати. Предлагаем 2D-сканеры с высокой скоростью и точностью сканирования, производительные принтеры этикеток с широким функционалом. Купить их можно в интернет-магазине Stick-rib. Гарантируем:
- 100% качество;
- низкие цены;
- быструю доставку по всей России;
- сервисное обслуживание.
Работая с 2008 года, мы предлагаем эффективные комплексные решения, поставляя клиентам надёжное оборудование и высококачественные расходники, в том числе собственного производства.
Источник фото: stock.adobe.com