Маркировка воды в 2023 году
Начиная с 1 марта 2023 года, маркировка бутилированной воды стала обязательной. Согласно новому правилу, каждая бутылка с питьевой водой будет отслеживаться через систему «Честный ЗНАК» — от момента выпуска до продажи конкретному потребителю через кассу. Это изменение затронет всех участников товарооборота. Как правильно работать с системой «Честный ЗНАК», расскажем в этой статье.
Что такое маркировка, цели её внедрения
Национальная система маркировки «Честный ЗНАК» появилась ещё в 2017 году. Её основная цель — сделать рынок максимально прозрачным для всех участников: обезопасить потребителей от подделок и некачественных товаров, а заодно добиться справедливой конкуренции для добросовестных продавцов и производителей.
Первые этапы внедрения маркировки проходили в экспериментальном формате — эксперименты проводятся по сей день, участие в них осуществляется добровольно. После завершения экспериментального периода оценивались результаты, после чего вводилась обязательная маркировка (ОМ) той или иной продукции.
На текущий момент «Честный ЗНАК» затронул уже значительную часть рынка — маркировать необходимо молочную продукцию, ювелирные изделия, натуральный мех, табачные изделия и пр. Список постепенно увеличивается, поскольку к 2024 году планируется подключить к системе все товарные категории. С 1 марта правила затронули и питьевую воду. Изначально ожидалось, что внедрение обязательной идентификации начнётся ещё в сентябре 2022 года, но затем было решено сдвинуть сроки.
Сама маркировка выглядит как специальный код Data Matrix — уникальный для каждого товара. Он наносится на упаковку. С помощью кода можно отслеживать путь товара, а любой покупатель может убедиться в оригинальности и качестве продукта, просканировав код через специальное приложение.
Как вводилась маркировка воды
Маркировка упакованной воды, как и всех других товарных категорий, вводилась поэтапно. Рассмотрим эти этапы:
- С 1 сентября 2021 года все производители и продавцы питьевой воды должны были обзавестись личным кабинетом в системе «Честный ЗНАК».
- С 1 ноября 2022 года розничным продавцам (включая сегмент HoReCa), было необходимо подключить электронный документооборот — он затрагивал только отгрузку и приёмку. Также их обязали пересылать в систему данные о выводе продукта из оборота по любым причинам, кроме продажи в розницу.
- С 1 марта 2023 необходимо сканировать коды с упаковок и отправлять в систему сведения о реализации питьевой воды через кассовый аппарат. Это требование затрагивает не только розницу, а всех участников рынка.
- К марту 2025 года планируется завершение внедрения ОМ — все задействованные в продаже воды производства (импортеры), продавцы и поставщики будут обязаны перейти на электронный документооборот и оповещать систему о продвижении каждой товарной единицы.
Маркировка воды в 2023 году: как работать предпринимателям
Маркировка питьевой воды главным образом касается производителей и импортеров — именно им нужно заказывать коды и размещать их на бутылках. Для получения идентификаторов необходимо:
- иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) — официальный документ, являющийся электронным аналогом подписи от руки;
- пополнить баланс в личном кабинете «Честный ЗНАК», чтобы денег хватало на закупку кодов маркировки;
- подключиться к сервисам ГИС МТ, быть подключенным к ЭДО;
- закупить оборудование для работы с идентификаторами — их печати, нанесения и считывания.
Для получения кодов необходимо работать через ГИС МТ — для этого потребуется регистратор эмиссии и станция управления заказами. Для печати кодов потребуется принтер и расходники для него — важно обращать внимание на производительность, она должна соответствовать объёмам производства.
Какая вода подлежит обязательной маркировке в 2023 году
После поэтапного внедрения маркировки воды был составлен перечень товаров, которые необходимо маркировать. Это:
- природная минеральная негазированная и газированная вода;
- прочие виды питьевой воды, включая природную, искусственную минеральную, газированную — не содержащую вкусовых добавок и подсластителей.
Исключениями пока является вода:
- предназначенная для детей (но проект уже находится в активной разработке);
- для испытаний, образцы которой находятся на хранении или в процессе транспортировки;
- находящаяся на таможенном складе, транзите или в процессе экспорта;
- продаваемая точками беспошлинной торговли;
- ввезённая в страну гражданами для личных целей;
- хранящаяся у производителя;
- предназначенная для официальных мероприятий дипломатических представительств;
- продаваемая на розлив, например, через водоматы.
Законы, регулирующие маркировку воды
Все документы, касающиеся маркировки, опубликованы на сайте системы «Честный ЗНАК». Основными являются следующие Постановления Правительства РФ:
- № 841 — перечень правил и требований работы с маркировкой;
- № 477-р — о переносе сроков обязательной маркировки;
- № 348 и № 292 — об экспериментальном периоде и его продлении.
А также Закон о внесении изменений в КоАП РФ — там описано ужесточение санкций за нарушения работы с маркировкой.
Сроки маркировки для предпринимателей
С 1 марта 2023 года предприниматели должны помечать бутилированную воду уникальными кодами и передавать сведения о ней в систему «Честный ЗНАК». Ожидается также, что с 1 сентября этого же года обязательная маркировка затронет воду для детского питания.
К марту 2025 году учёт будет вестись поэкземплярно — нужно будет отчитываться о продвижении каждой единицы товара. Пока это все новости: возможно внесение изменений, новости о которых регулярно появляются на официальном сайте «Честный ЗНАК».
Как рознице продавать маркированную воду
Этап объёмно-сортового учёта уже был завершён: розничные продавцы уже должны были к этому времени завести УКЭП, зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе» и начать работать с ЭДО. Если все эти шаги уже были выполнены, то с 1 марта нужно только приобрести 2D-сканер, чтобы сканировать коды маркировки Data Matrix при приёмке и продаже, а также своевременно заниматься передачей сведений.
При этом необходимо, чтобы касса была настроена под продажу маркированной продукции. Это подразумевает формат ФФД 1.2. Ещё нужно удостовериться, что оператор ОФД работает с системой маркировки — при необходимости установить нужное программное обеспечение. Кассир при реализации каждой бутылки сканирует идентификатор, а касса автоматически передаёт данные о выводе товара из оборота.
При приёмке товара учитывается каждый экземпляр бутилированной воды — нужно проверять, соответствует ли количество бутылок тому, которое указано в накладной, а также контролировать наличие идентификаторов и убеждаться, что они считываются сканером. В 2025 году правила станут более строгими — каждый код маркировки нужно будет проверять на соответствие с кодами в накладной. Быструю сверку можно будет проводить при помощи специальных программ.
Как оптовым продавцам продавать маркированную воду
С 1 ноября 2022 года оптовики уже были обязаны проводить отгрузку товаров с электронной накладной. При передаче партии розничному магазину необходимо подписывать накладную и направлять её контрагенту. Он подтверждает получение товара, после чего данные передаются в систему. Пока достаточно указывать в накладной лишь GTIN и количество товарных единиц в партии. Но важно помнить, что с 1 марта 2025 года в накладных нужно будет прописывать коды маркировки каждой отдельной единицы.
Если оптовый продавец поставляет воду предприятиям общественного питания, выводить её из оборота пока разрешается самостоятельно, выбрав при составлении УПД соответствующий признак. Но с 1 декабря 2023 года заведения общепита также будут обязаны подключаться к ЭДО и отправлять данные в «Честный ЗНАК».
Как маркировка затронет общепит в 2023 году
Если вода используется вашим предприятием только для приготовления пищи и напитков, то до 1 декабря 2023 года вам не нужно подключаться к электронному документообороту и регистрироваться в «Честном ЗНАКе». Выводом товара из товарооборота занимается поставщик.
Однако, поставщик имеет право обозначить в договоре иные условия, которые обязуют вас самостоятельно выводить маркированную воду из оборота. В этом случае необходимо будет провести все перечисленные манипуляции для работы с системой.
Но важно помнить, что эти правила изменятся с 1 декабря 2023 года, поэтому к работе с маркировкой лучше быть готовыми заранее.
Какие сведения передаются в систему
С 1 марта 2023 года в ГИС МТ необходимо направлять сведения о:
- размещении идентификаторов и ввода продукции в оборот (производителям и импортерам);
- выхода товара из оборота путём розничной реализации (продавцам);
- об обороте и выбытии воды из оборота всеми способами, кроме розничной продажи (участникам оборота).
Как будет контролироваться работа с маркировкой
Контроль за работой с маркировкой осуществляется Роспотребнадзором. Покупатели также будут задействованы — через специальное мобильное приложение они смогут смотреть, где вода была произведена, является ли она подделкой или контрафактом. При поступлении жалоб возможны незапланированные проверки и штрафы для всех участников рынка.
Ответственность за нарушение правил маркировки с 1 марта 2023 года
Полный перечень штрафов и ответственности указан на сайте системы «Честный ЗНАК». Характер и размеры санкций зависят от статуса нарушителя и серьёзности нарушения. Чаще всего под этим подразумеваются штрафы и конфискация продукции.
Запрещено:
- осуществлять приёмку и продажу немаркированной воды — штраф 5-10 тысяч рублей для ИП и 50-300 тысяч рублей для организаций;
- продавать маркированный товар без указания кода в чеке — штраф 1,5-3 тысячи рублей для ИП, 5-10 тысяч рублей для организаций;
- принимать участие в товарообороте маркированной воды без регистрации в системе или с нарушением сроков регистрации, продавать маркированный продукт без передачи сведений в систему, осуществлять приёмку товара без УПД или нарушать сроки передачи сведений — штраф до 10 тысяч рублей (ИП), 50-100 тысяч рублей (организации).
Самым строгим нарушением является продажа немаркированной воды или попытка подделать идентификаторы. За это грозит уголовная ответственность — лишение свободы сроком от 3 до 6 лет.
Часто задаваемые вопросы
Рассмотрим ряд популярных вопросов, затрагивающих работу с маркировкой.
1. Нужно ли маркировать товар для рекламы?
2. Как поступать с бутилированной водой, реализуемой через вендинговые автоматы?
3. Как списывать просроченную маркированную воду?
4. Как работать с импортом упакованной воды?
5. Потребуется ли переоснащение предприятия для работы с маркировкой?
6. Как маркировать воду в таре, предназначенной для многоразового использования?
В официальных документах об оборотной таре ничего не сказано, поскольку маркировке подлежит именно содержимое, а не упаковка. «Честный ЗНАК» же рекомендует наносить коды маркировки на этикетки, расположенные на горлышке 19-литровых бутылей.
Этикетки для маркировки воды
Важное значение при работе с маркировкой имеет качество расходных материалов. Если было принято решение наносить идентификаторы самостоятельно, то нужно позаботиться о качестве этикеток. Повреждённый, выцветший или потерянный при транспортировке код — это возникновение ряда проблем, вплоть до штрафных санкций. Поэтому для печати кодов Data Matrix обычно используют термотрансферные принтеры, с помощью которых можно получить чёткий рисунок, устойчивый к выгоранию и истиранию.
Но не менее важно качество самих этикеток. Они должны быть прочными, с надёжной клеевой основой. Например такие, как термотрансферные этикетки ПЛГ от компании Stick-Rib. Мы занимаемся производством расходных материалов для печати с 2015 года, поэтому их качество соответствует строгим требованиям системы маркировки. У нас можно заказать рулоны с любым количеством стикеров и диаметром втулки, который будет соответствовать вашему оборудованию.
Источник фото: freepik.com.