Обязательная маркировка ювелирных украшений
Обязательная маркировка ювелирных изделий была введена с 1 марта 2022 года, но ещё не достигла своей окончательной формы. На текущий момент процесс маркировки подразумевает наличие на бирке или этикетке уникального идентификационного номера — УИН.
С помощью УИН можно узнать наименование изделия, его номер, вес, пробу, вид драгметалла и сведения о драгоценных камнях. Контроль осуществляется системой ГИИС ДМДК. В будущем планируется введение специального клейма, которое будет наноситься на само изделие, как проба. В этой статье мы рассмотрим все вопросы, связанные с маркировкой ювелирных украшений в 2022 году.
Зачем была введена маркировка ювелирных изделий?
Маркировка ювелирных изделий, как и любой другой вид маркировки, выполняет сразу несколько функций. Во-первых, она обеспечивает государству контроль над рынком. Все маркируемые товары можно отслеживать с момента производства до реализации. Во-вторых, потребитель будет защищён от подделок и контрафакта, и сможет убедиться в качестве товара ещё до момента приобретения.
Уникальная метка является гарантией того, что украшение изготовлено из качественного сырья — все его драгоценные элементы настоящие, легально добытые. Участниками товарооборота являются все организации, задействованные в производстве и продаже драгоценностей — производители, розничные и виртуальные точки продажи, ломбарды, комиссионки.
Этапы внедрения маркировки
Несмотря на то, что драгоценности были первыми в списке на обязательную маркировку, процесс её введения затянулся. Причиной этого стал низкий уровень готовности к нововведениям.
- В марте 2021 года была предложена возможность добровольной регистрации в ГИИС ДМДК. С апреля того же года системе можно было предоставить информацию о ювелирной продукции, которая уже находится в обороте, а также начать наносить коды на выпускаемые украшения. С 1 августа 2021 года можно было в добровольном порядке наносить УИН на любые ювелирные изделия, в том числе реализуемые ломбардами.
- Затем этап добровольного введения закончился. До 1 сентября 2021 года все предприятия, работающие с ювелирной продукцией, были обязаны зарегистрироваться в ГИИС ДМДК и встать на учёт, а после этой даты — начать вести учёт товаров только через систему, отказавшись от старых форматов учёта.
- В начале 2022 года юридические лица и ИП должны были предоставить системе сведения о незарегистрированных остатках. С 1 марта 2022 года был запрещён оборот драгоценностей без уникальных идентификаторов. До 1 сентября в обязательном порядке нужно было завершить маркировку остатков.
- На 2023 год планируется введение физической маркировки в виде нанометки размером 1x1 мм на всю продукцию, кроме остатков (с 1 марта). К 2024 году внедрение проекта завершится — будет запрещён оборот и хранение ювелирных изделий, не имеющих нанометки.
Как должен быть оформлен ярлык?
Сейчас маркировка подразумевает лишь наличие УИН. На ярлыке (бирке) ювелирного изделия должны присутствовать следующие данные:
- название товара (например, «кольцо»);
- информация о производителе/импортере;
- вид драгоценного металла, проба;
- данные о драгоценных камнях (наименование, масса, тип огранки);
- названия вставок, не являющихся драгоценными;
- артикул;
- вес в граммах;
- цена за грамм;
- общая цена изделия;
- УИН;
- двухмерный штрих-код;
- ссылка на сайт для проверки УИН.
Что нужно маркировать
На текущий момент маркировке подлежат золото и другие драгметаллы, драгоценные камни, а также различные изделия из них. Это, например:
- рубины, сапфиры, изумруды;
- огранённые и неогранённые алмазы;
- платина от 585, палладий от 500 пробы;
- золотые монеты;
- украшения из золота и платины.
Что не нужно маркировать
Метка в форме гравировки не будет наноситься на серебряные украшения, слитки и изделия, а также на продукцию, вес которой не превышает три грамма. Для них нужен только УИН. Не нужно маркировать также монеты, прошедшие эмиссию, музейные экспонаты и награды от государства.
Средства идентификации
Всего в системе маркировки предусмотрены три средства идентификации. Это УИН, ИНП и код маркировки Data Matrix.
- УИН — уникальный идентификационный номер, состоящий из 16 цифр. На текущий момент он является аналогом нанометки. Содержит всю основную информацию о продукте и позволяет отслеживать его путь до потребителя.
- ИНП — это идентификационный номер партии. Он необходим, чтобы отслеживать оборот отдельных партий продукции.
- Data Matrix — уникальный код маркировки. С 2023 года он будет наноситься на поверхность изделия методом лазерной наногравировки. За нанесение отвечает Федеральная пробирная палата.
Когда продавцы должны маркировать ювелирные изделия самостоятельно?
В некоторых случаях заниматься маркировкой приходится непосредственно продавцам. Это необходимо:
- при утрате или повреждении бирки с идентификационным номером;
- при наличии немаркированных остатков продукции;
- при повторном вводе товара в оборот.
Требование также касается ломбардов и комиссионных магазинов, которые получают драгоценности от граждан — перед реализацией их нужно будет регистрировать в системе и маркировать.
Как работает система маркировки
Работа системы маркировки основана на двух этапах:
- производитель (импортер), зарегистрированный в системе ГИИС, заказывает идентификаторы, после чего печатает и размещает их на бирках изделий;
- товары с УИН поставляются в точки продажи, после реализации выходят из товарооборота.
Участники оборота взаимодействуют через ГИИС, обмениваясь электронными документами. Это УПД и УКД — электронные аналоги накладных, а также корректировочные документы. В систему передаются все данные о товаре и его реализации, включающие стоимость и НДС.
Специфика работы с драгоценными вставками
В ГИИС ДМДК также ведётся учёт драгоценных вставок. Для них обязателен учёт партий на всех стадиях товарооборота (наличие ИНП), а кодирование производится на основе данных из специального классификатора (их несколько).
Как регистрировать изделия из агрегированной партии
В агрегированных партиях драгоценные вставки указываются общим элементом «драгоценные вставки». В случае розничной продажи нужно указать только их количество. При оптовой продаже необходимо указать все вставки по классификатору, а также их количество и кратный вес.
Особенности розничных продаж
Реализация ювелирных изделий в розницу осуществляется следующим образом:
- при продаже УИН считывается с бирки изделия и автоматически отправляется на проверку в ГИИС ДМДК;
- система проводит проверку статуса изделия;
- после проверки поступает подтверждение или отказ;
- в случае подтверждения печатается чек.
Особенности оптовых продаж
Все оптовые продажи через систему оформляются спецификацией — электронным аналогом накладной. Её создание и подписание осуществляется через личный кабинет в ГИИС. Если получатель не согласен с данными, содержащимися в спецификации, он может оформить Акт разногласия. Спецификацию необходимо согласовать в течение трёх дней.
Как начать работать с ГИИС ДМДК?
Для начала работы с системой маркировки нужно совершить несколько действий:
- оформить электронную подпись (УКЭП) для подписания электронных документов;
- подтвердить отсутствие долгов путём предоставления справки из налоговой;
- заключить договор с оператором ЭДО и получить доступ в систему электронного документооборота;
- обновить ПО, скачать плагины для работы с УКЭП;
- завести личный кабинет в ГИИС ДМДК, встать на спецучёт;
- купить всю необходимую технику: принтеры этикеток, 2D-сканеры, онлайн-кассы.
Как упростить работу с маркировкой?
Сделать работу с маркировкой ювелирных украшений более лёгкой на текущий момент поможет производительное оборудование. Например, промышленные принтеры этикеток, способные работать круглосуточно, а также расходные материалы высокого качества.
Потому что от качества этикеток зависит, насколько хорошо они сохранятся на бирках. Также будет проще, если выбрать онлайн-кассу, интегрированную с ЭДО. Качество 2D-сканеров тоже имеет значение. А именно — скорость и точность считывания, прочность корпуса, удобство функционала.
Штрафы и ответственность
За нарушения при работе с маркировкой законом предусмотрены штрафные санкции. Введение в оборот немаркированной ювелирной продукции грозит штрафом. Его размер — от 80 до 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, от 120 до 140 тысяч для юридических лиц.
Также необходимо своевременно вносить все изменения в карту специального учёта. За несвоевременное внесение изменений придётся отдать от 30 до 50 тысяч рублей (ИП) или от 60 до 80 тысяч (юр.лицам).
Специфика работы ломбардов
Особенно сложно внедрение маркировки далось в ситуации с ломбардами. Вне зависимости от способа реализации товара — будь это выдача денег под залог, хранение украшений или их продажа при отсутствии выкупа — регистрация в ГИИС ДМДК обязательна. Залоговое имущество не участвует в товарообороте. Только если ювелирные изделия не были выкуплены — а значит, теперь находятся на хранении подлежат реализации, им необходимо присваивать УИН.
Источник фото: stock.adobe.com