Что такое QR-код и как его считать
Многие жители России впервые столкнулись с QR-кодами в период эпидемии коронавируса. С тех пор они достаточно плотно вошли в повседневную жизнь — с их помощью теперь можно оплачивать товары и услуги, узнавать полезную информацию, делиться личными страницами в социальных сетях и пр. Как работает куар-код, когда он появился и что из себя представляет — подробно расскажем в этой статье.
Что такое QR
Название QR-код содержит английскую аббревиатуру. QR расшифровывается как Quick Response — «быстрый отклик». Куар-код представляет собой двухмерный вариант привычного штрихкода, который можно считать цифровым устройством с любой из сторон.
Как правило, он имеет квадратную форму и состоит из квадратных пикселей, которые складываются в узор. В этих пикселях зашифрована информация. За счёт формы и возможности сканирования в двух направлениях (горизонтально и вертикально) в QR-коде можно хранить намного больше данных.
Считывая куар-код, пользователь мгновенно получает доступ к информации — это может быть интерфейс для оплаты в магазине, ссылка на какой-либо текстовый материал или прочее — подробнее их возможное содержание мы рассмотрим далее.
История QR-кода
Официальными создателями QR-кода считаются японцы, а именно — японская машиностроительная компания Denso. На заводе выпускались автомобильные комплектующие, для маркировки которых использовались обычные штрихкоды, которых насчитывалось всего около 10 штук. Из-за этого страдала эффективность компании, а работники жаловались на неудобство и усталость. Среди них возник запрос — сделать код, который будет содержать больше информации. Это позволило бы в разы ускорить маркировку комплектующих.
За разработку взялся инженер Масахиро Хара. Что интересно, его вдохновила древняя китайская игра го — игра на захват территорий, при которой соперники перемещают чёрные и белые камни по размеченной линиями квадратной доске. Инженер также сразу продумал все особенности куар-кода. Он хотел добиться не только большего количества кодовой информации, но также сделать изображение быстро читаемым, а бонусом — устойчивым к маслу, грязи и повреждениям, учитывая специфику отрасли. Разработка началась в 1992 году.
Таким образом, уже в 1994 году был представлен первый QR-код. Он отвечал всем запросам работников предприятия — мог кодировать до 7 тысяч знаков и считывался в десятки раз быстрее штрихкода. Новая разработка начала активно использоваться в производственных поставках компании «Toyota», а вскоре вышла за пределы автомобильной промышленности и Японии в целом.
Тем не менее, самыми активными пользователями куар-кодов продолжают оставаться японцы — ещё в 2000-х годах они использовали их повсеместно, от рекламных вывесок до проведения игр и конкурсов. Однако технология продолжает распространяться по миру — «быстрый отклик» популярен в других азиатских странах, Северной Америке, Европе. В России его использование также активно набирает обороты.
Как работает QR-код
Рассмотрим подробнее, как работает куар-код. Принцип его работы базируется на трёх этапах. Это:
- Сканирование. Когда QR-код сканируется, изображение преобразуется в цифровой формат.
- Декодирование: Специальное программное обеспечение анализирует структуру кода, определяет его размеры и считывает информацию, закодированную в модулях.
- Использование данных. После декодирования информация отображается на экране устройства или используется для выполнения действий, например — перехода по ссылке.
Считать код можно с помощью смартфона или специального сканера. В смартфонах, как правило, есть встроенный считыватель — достаточно навести камеру на изображение. Если считыватель отсутствует, то проблема решается скачиванием программы из магазина приложений.
Для того, чтобы считывать куар-коды в профессиональных условиях, существуют сканеры — стационарные или ручные устройства, которые работают за счёт встроенного телевизионного датчика.
Виды кодов
Рассмотрим виды куар-кодов, которые существуют на данный момент.
Оригинальный
Это классический тип, который используется для хранения различных видов информации — текста, URL-ссылок, контактных данных и пр. Легко узнаваем за счёт трёх поисковых узоров в левом нижнем, левом верхнем и правом верхнем углах. Японцы активно развивали код, пробуя разные версии и модели.
Micro-QR
Был разработан для использования в ситуациях, когда пространство для размещения ограничено. Имеет меньшие размеры и может хранить меньше информации, чем стандартный QR. Максимальная ёмкость — около 150 символов.
Aztec
Был разработан американской медицинской компанией Welch Allyn. Внешне напоминает оригинальный вариант, но содержит всего один поисковый узор, размещённый в центре.
Semacode
Разработан одноимённой канадской компанией, выпускающей ПО. Представляет собой двухмерный штрихкод, внешне также напоминающий QR, но без характерных поисковых узоров.
Data Matrix
Двумерный матричный штрихкод: внешне аналогичен куар-коду, но не имеет квадратных меток в углах. Разработан компанией RVSI/Acuity CiMatrix, сейчас в России используется в системе маркировки «Честный знак».
PDF417
Двумерный штрихкод: был создан компанией Symbol Technologies. Максимальная ёмкость примерно втрое меньше, чем у QR. Часто используется в документах: налоговых декларациях, бухгалтерской отчётности, транспортной отрасли и пр.
Динамические
Позволяют изменять информацию, закодированную в них, без необходимости печатать новое изображение. Это достигается за счёт перенаправления на URL-адрес, который может быть изменён в любое время. Такой подход часто используется маркетинговыми компаниями, которым необходимо регулярно обновлять информацию о предложениях или акциях.
Статические
В отличие от динамических, статические QR-коды содержат фиксированную информацию, которая не может быть изменена после создания. Это делает их менее гибкими, но зато они подходят для кодирования неизменной информации — URL-адресов, электронной почты, контактных данных, настроек подключения к Wi-Fi и пр.
Преимущества QR-кода
Куар-коды активно используются в разных сферах — от торговли и маркетинга до строительства и промышленности. Это объясняется следующими их преимуществами:
- Хранение большого объёма данных. Сочетают компактность с большим объёмом и вариативностью данных: поддерживают более широкий набор символов, позволяют закодировать больше информации в сравнении со штрихкодами.
- Лёгкость считывания. Любой пользователь смартфона может считать QR-код, не говоря уже о работниках со специальными сканерами. Кроме того, куар считать можно под любым углом, даже если он повреждён, что значительно ускоряет логистические процессы, приёмку товаров и т.д.
- Минимизация ошибки. Штрихкоды не защищены от дублирования, часто могут выдавать ошибку. У QR высокий уровень коррекции ошибок — за счёт большей ёмкости.
- Лёгкость производства. Печатать куар-коды можно на обычном принтере этикеток, он может быть чёрно-белым. Его также можно значительно уменьшить и всё равно сохранить считываемость.
- Высокая надёжность. Информацию можно зашифровывать, чтобы обеспечить дополнительную защиту данных.
- Универсальность. Подходят для совершенно разных целей — от бытового обмена контактами до платёжных операций, сложных логистических цепочек, рекламных кампаний и пр.
QR-коды в маркетинге и рекламе
Один из популярных способов использования QR-кодов — это маркетинг и реклама. Здесь есть множество преимуществ для компаний, стремящихся привлечь клиентов.
Например, чтобы привести пользователей на свой сайт, владельцам больше не нужно печатать на вывесках URL-адрес, который далеко не каждый захочет вбивать вручную. Достаточно разместить куар-код, на сканирование которого требуется всего 5-10 секунд — это позволит привлечь гораздо больше посетителей.
Quick Response часто размещают рядом с фотографиями товаров: например, рекламный баннер с изображением сумки, а в углу — код, отсканировав который, можно сразу перейти на страницу этой сумки в интернет-магазине.
Также QR можно встретить на упаковках продуктов — производители предлагают ознакомиться с ассортиментом, узнать больше о новинках, акциях, либо получить полезную информацию о купленном товаре (например, рецепт приготовления блюда).
С помощью куар-кодов многие бренды также организуют интерактивы, особенно часто это касается детской продукции. Например, купив шоколад и отсканировав «квадратик» на упаковке, ребёнок может посмотреть мультфильм, сыграть в игру или принять участие в розыгрыше призов: это повышает интерес к продукции, желание повторного приобретения.
Какую информацию может содержать QR-код
Обратимся к видам информации, которую может содержать QR-код. Это может быть:
- URL-адрес: страница сайта, видеролик, профиль в социальной сети и пр.;
- прямая ссылка: для скачивания приложения, онлайн-верификации;
- контактные данные: номера телефонов, электронные адреса, геолокация и т.д.;
- платёжная информация: для оплаты товаров или услуг по QR в магазине, ресторане, на АЗС и пр.;
- доступ к Wi-Fi: для подключения к неизвестной сети Wi-Fi без ввода пароля.
Куар-коды используются в качестве визиток, рекламы, дополнительных источников информации — например, сегодня их часто можно встретить рядом с памятниками культуры. Достаточно просканировать QR, чтобы прочитать подробную историю памятника.
Но важно также помнить, что есть небезопасные Quick Response, которые могут содержать:
- опасные ссылки;
- вредоносное ПО;
- фишинговые ловушки.
Поэтому не рекомендуется сканировать подозрительные куар-коды, особенно полученные от незнакомых лиц. В ходе сканирования необходимо сначала внимательно изучить URL-адрес, прежде чем перейти по нему. Также можно установить приложение, которое будет автоматически проверять безопасность ссылки.
Может ли QR-код быть не черно-белым?
Одно из преимуществ QR-кода — лёгкость его производства. Его можно печатать на бумаге, самоклеящихся этикетках, табличках, даже выводить гравировкой на металле, дереве, стекле, акриле… Нет ограничений по материалам, как и по цветам. Можно использовать любые оттенки. Главное правило — чтобы фон для узоров был контрастным. В ином случае куар-код невозможно будет считать.
Заключение
Quick Response — это универсальный инструмент, получивший широкое применение в разных отраслях. Промышленность, логистика, торговля, маркетинг, благотворительность, медицина — далеко не полный список. Сегодня куар-коды стали одним из инструментов маркировки, которые значительно упростили логистические и торговые процессы.
Один из самых простых способов нанесения QR-кода — это самоклеящиеся этикетки. Они используются совместно с термопринтерами или термотрансферными принтерами этикеток. В компании StickRib вы можете купить этикетки разных форм, размеров. Работая с 2008 года, мы предлагаем большой выбор маркировочных устройств и расходных материалов, в том числе собственного производства. Гарантируем низкие цены, быструю доставку по всей России.
Источник фото: freepik.com.